Роль общения в жизни людей

Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. При этом одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим.


Если понаблюдать за собой, то вполне можно обнаружить, что мы:

  • взаимодействуя с другими людьми, воспринимаем и оцениваем их;
  • часто с интересом воспринимаем различные слухи;
  • обмениваемся переживаниями со своими знакомыми или случайными людьми;
  • испытываем на себе влияние других людей, изменяя свое поведение, подражая им;
  • изменяем свои вкусы и желания под влиянием моды;
  • принимая решения, в большинстве случаев учитываем мнение окружающих;
  • относим вновь увиденных людей к определенному типу;
  • находимся под воздействием средств массовой информации;
  • с одними людьми легко и продуктивно работаем, с другими у нас возникают разногласия;
  • замечаем, что нам бывает скучно работать в одиночку, а в хорошей компании быстро и весело выполняем самое трудное дело.

Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы.

Однако все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас, так или иначе, участвует в общении.
Психология общения исследует такие явления, как:

  • восприятие и понимание людьми друг друга;
  • подражание, внушение и убеждение;
  • сплоченность и конфликтность;
  • совместная деятельность и межличностные отношения.

При всем разнообразии этих психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми.


Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты».


Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице. Это так называемая микросреда. Благодаря общению в микросреде и происходящим здесь контактам каждый из нас познает более широко социальный мир и общается с ним, т. е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т. д.


Именно в малых группах (семье, классе, на улице), в своей микросреде человек усваивает специфические проявления макросреды: опыт и знания предшествующих и современных поколений. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения.


Интерес к явлениям, связанным с общением, взаимодействием людей, появился задолго до возникновения психологической науки. С тех пор, как человек встретил себе подобных, стали возникать вопросы: «Как я выгляжу в глазах другого человека?», «Что он обо мне думает?», «Как оценивает?»


Далее, в ходе попыток научно или средствами искусства исследовать или описать явления, порожденные встречей двух (или более) людей, появляются и вопросы о том, что же приносит каждому собеседнику общение, как каждый из них изменяется (развивается или деградирует) под влиянием другого. Зарождается интерес к тому, как и по какой причине у нас появляются застенчивость, стеснительность или, наоборот, раскрепощенность, «вдохновение» под влиянием внимания к нам других людей; почему один человек «теряется» в большой аудитории, не способен выполнить то, что обычно легко ему удавалось (спеть, прочитать стихотворение), а другой, напротив, способен показать все, на что способен, лишь в большой компании, когда находится в кругу незнакомых людей.


Эти вопросы существуют столько же, сколько и сам человек, который формируется как личность в процессе общения с другими индивидами.


Человеческое общение – сложный процесс, который напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. Каждая грань по-своему важна и в разные моменты общения может «вспыхнуть» ярче других, скрывая остальные. Таким образом, в процессе общения мы можем обмениваться информацией, взаимодействовать с другими людьми, познавать их и испытывать переживания, возникающие в ходе общения.


По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Психологи говорят о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном (словесном) и невербальном и т. д.


Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в различных группах. Массовое общение – это все множество связей и контактов незнакомых людей в обществе. Сюда же относят общение с помощью радио, телевидения, газет, журналов, т. е. с помощью средств массовой информации.


Принято выделять также межперсональное и ролевое общение. В первом случае речь идет об обычном общении людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами. В ходе общения мы лучше узнаем друг друга, раскрываясь и проявляя эти качества). В случае ролевого общения участники выступают как носители определенных ролей (учитель–ученик, покупатель–продавец). Человек поступает так, как предписывает ему его роль. В ролевом общении человек лишается своих индивидуальных качеств, теперь предпринимаемые им действия диктуются исполняемой ролью.


Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Без преувеличения можно сказать, что общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения человека.


По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных его функций:

  1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности

  2. Формирующая функция общения проявляется, как мы уже отмечали выше, в процессе развития человека и становления его как личности. Действительно, без общения со взрослыми никто не смог бы превратиться из беспомощного ребенка в того, кем является сейчас. Именно окружающие взрослые научили нас говорить, читать, писать, правильно есть, пить, одеваться и вообще вести себя в обществе других людей. В ходе развития внешние формы общения ребенка и взрослого постепенно переходят во внутренний план. Благодаря этому мы можем мысленно представить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как нам нужно. Если ученику надо что-то попросить у отца, то вряд ли он будет показывать ему перед этим дневник с плохими оценками. В этом случае общение начинает определять самостоятельную внешнюю активность ребенка Общение ребенка и взрослого – это не только передача первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически должен усвоить. Здесь необходимо отметить сложные процессы взаимных влияний, обогащений и изменений. Мы зачастую активно и критично принимаем предлагаемые нам чужими людьми слова, сравниваем их с тем, что мы уже знаем, слышали от других.

  3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Еще Уильям Джеймс отмечал что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Иногда психологи называют это состояние человека «неподтверждением». В отличие от простого отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения (хотя и с негативной оценкой) неподтверждение означает: «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь». Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения. Сюда можно отнести знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Указанные действия направлены на поддержание у человека «минимума подтверждения», а значит и хорошего самочувствия.

  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных. Даже один и тот же человек может вызывать у нас в разных ситуациях различное отношение. Конечно, эмоциональные межличностные отношения не исчерпывают общения, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

  5. Внутриличностная функция общения – одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые поступки. Такое «внутреннее» общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
(РОГОВ «Психология общения»)











 
Хостинг от uCoz